Какая компенсация в Украине предусмотрена за разрушенное жилье с 24 февраля 2022 года

Тематика статьи
Содержание
Нормативно-правовая основа выделяемой компенсации
Какие есть проблемы в работе системы компенсации ущерба?

Из-за масштабного военного вторжения в Украину оккупационных войск рф, многие украинские граждане потеряли свои дома в результате их разрушения. Больше всего это происходило в полосе ведения прямых военных действий, но многое жилье было разрушено и из-за ракетных обстрелов страны, где не редко сами ракеты или их обломки, а также другие средства дистанционного поражения попадали в жилые дома.

На текущий момент убытки по разрушенной жилой недвижимости составляют сотни миллиардов долларов, а количественно были разрушены сотни тысяч домов и квартир. В связи с этим и на основании законодательных актов, была внедрена в Украине система компенсации убытков за разрушенное жилье. При этом есть разные варианты решения проблемы: ремонт, капитальная реставрация или строительство совершенно нового жилья из-за невозможности восстановить поврежденное. 

Давайте рассмотрим данную тему несколько подробней, укажем на правовую основу выделяемых компенсаций, а также на проблемы, которые есть в этой связи. 

У нас на портале можно узнать больше информации и по другим темам, как взять участие в торгах по продаже или аренде земли в Прозорро, или же как работает малая приватизация в период действия военного положения в стране.  

Нормативно-правовая основа выделяемой компенсации

Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 апреля 2023 года № 381 был утвержден порядок предоставления компенсации для восстановления определённых категорий объектов недвижимости с использованием электронной государственной услуги «еВідновлення». Закон Украины № 2923-IX «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимости», принятый 23 февраля 2023 года, вступил в силу 22 мая 2023 года. 30 мая этого же года Кабмин Украины постановлением № 600 утвердил порядок предоставления компенсации за уничтоженные объекты недвижимости.

С 01 августа 2023 года начался приём заявок на компенсацию за жильё, разрушенное в результате военных действий, через приложение «Дія», а 27 декабря 2023 года стартовала выдача жилищных сертификатов. В вышеуказанные и другие нормативно-правовые акты, касающиеся программы «еВідновлення», еще будут вноситься изменения и дополнения.

Так, с 15 сентября 2023 года значительно увеличены предельные суммы компенсаций на ремонтные работы: до 350 тысяч гривен для квартир в многоквартирных домах и до 500 тысяч гривен для отдельных жилых домов. С 01 января 2024 года на компенсацию могут претендовать также те, кто уже самостоятельно отремонтировал повреждённое жильё. Кроме того, была упрощена процедура подачи заявок на компенсацию: теперь их можно подавать не только через приложение «Дія», но и через ЦНАП или нотариуса. Также совладельцы жилья получили возможность подавать заявки на компенсацию. Однако у данного механизма есть свои проблемы, и их можно попробовать выделить. 

Какие есть проблемы в работе системы компенсации ущерба?

Несмотря на заявленную простоту процесса получения компенсаций в Украине за поврежденное жилье, которая включает подачу заявления, его рассмотрение, определение размера выплаты и её получение, на практике возникает множество вопросов, проблем и поводов для обсуждений.

Одной из наиболее спорных частей является процесс рассмотрения заявлений комиссией по вопросам предоставления компенсаций, создаваемой исполнительными органами сельских, городских или районных советов. Комиссия, в которую входят специалисты-строители и инженеры, выезжает на место для осмотра разрушенного или повреждённого имущества, подтверждает степень повреждений или разрушений и на основе осмотра составляет акт, в котором определяется сумма возмещения. Это служит основанием для принятия решения о предоставлении или отказе в компенсации.

К проблемным аспектам этой процедуры можно отнести следующие:

  • законодательством не установлены конкретные сроки подачи заявления, что иногда приводит к подаче заявлений спустя несколько месяцев после разрушения имущества;
  • срок рассмотрения заявления и принятия решения о компенсации не должен превышать 30 календарных дней, на практике рассмотрение может быть отложено на неопределённый срок по техническим причинам, что затягивает процесс;
  • на местном уровне заявители часто сталкиваются с трудностями в общении с комиссией, так как контактная информация комиссии не всегда доступна на сайте соответствующего органа;
  • заявитель имеет право оспорить решение комиссии в течение пяти рабочих дней после его принятия, подав возражение в уполномоченный орган (исполнительный орган местного совета или военную администрацию). Однако заявители могут быть не вовремя уведомлены о решении или получить уведомление без полного текста решения. В случае несогласия с решением уполномоченного органа, следующим шагом является обращение в суд, но судебная практика по этому вопросу ещё не сложилась.

Дополнительные споры вызывает вопрос применения коэффициентов при определении суммы компенсации, включая региональные коэффициенты, а также коэффициенты, связанные с годом постройки и количеством комнат. Однако в расчётах не учитывается степень разрушений в населённом пункте в целом. В планах правительства на текущий год — введение статусов для населённых пунктов в зависимости от степени разрушений, что повлияет на величину компенсации.

Ещё один спорный момент касается использования средств с карты «еВідновлення». Во-первых, у некоторых возникают сомнения относительно возможности использования средств в установленные сроки (один год или полтора года в зависимости от категории ремонта). Во-вторых, возникают опасения по поводу непрозрачности и коррупционных рисков при определении списка компаний, у которых можно приобрести строительные материалы или заказать ремонтные работы.

Можно сказать, что на данный момент механизм не откатан и есть трудности, а также проблемные моменты. На этой почве стали появляться случаи мошенничества. Стали появляться лица и даже организации, которые манипулируют данным процессом и злоупотребляют им, что повышает риски для конечных получателей помощи. 

Стоит указать еще и на то, что компенсация разрушенного или поврежденного жилья возможна на территориях, подконтрольных украинской стороне. В пункте 6 постановления № 381 идет речь об условиях предоставления компенсации. В частности, там указано, что она предоставляется, лишь если «объект недвижимого имущества расположен на территории Украины, кроме территорий активных боевых действий или временно оккупированных рф территорий».

Можно в конце сказать и о том, что некоторые нормативно-правовые аспекты решения проблемы компенсации за поврежденное или разрушенное жилье имеются. Однако такого механизма еще пока нет касательно коммерческой и промышленной недвижимости. Здесь рекомендуется собрать необходимый пакет документов, подтверждающий размер и стоимость убытков. Когда у государства появится возможность, будет начата процедура компенсации и по данному направлению. Сейчас в приоритете жилой сектор. 
 

 

Теми