Электронная подпись при работе с системой Prozorro, как получить, и что нужно знать

Тематика статьи
Содержание
Когда требуется подписать документы ЭЦП в электронной системе?
Как получить ЭЦП для Prozorro?
Рекомендации и стоимость

Чтобы была возможность при работе с обеими системами Prozorro (Прозорро.Закупки и Прозорро.Продажи) подписыватиь документы, применяются электронные подписи. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) для Prozorro — это защищённая электронная персональная подпись, применяемая для аутентификации и подтверждения юридической значимости различных электронных документов в системе государственных закупок и продаж Prozorro в Украине, а также других документов. 

Prozorro — платформа для проведения государственных тендеров, где участники должны использовать электронную подпись для гарантии подлинности и защиты своих данных. Такие подписи применяются и в другой государственной системе – Прозорро.Продажи.
Давайте рассмотрим основные вопросы по теме. Например, как сделать электронную подпись, что это такое и в каких ситуациях применяется, а также как подписать документы электронной подписью?

Если по теме работы системы Прозорро.Закупки вам интересна информация и новости, то вы можете найти их у нас на сайте. К примеру, как проходят строительные тендеры в Украине, и что нужно, чтобы принять в них участие. Или, как найти и выиграть тендер по грузоперевозкам в Prozorro.Закупки.   

Когда требуется подписать документы ЭЦП в электронной системе?

Давайте рассмотрим основные причины, по которым необходимо ставить подпись онлайн на документах при работе с Прозорро. Здесь можно выделить: 

  • подтверждение личности - наличие электронно - цифровой подписи позволяет идентифицировать участника аукциона, физическое или юрлицо, гарантируя, что документы подаются конкретным заявителем;
  • юридическая значимость - документы, подписанные таким образом, обладают юридической силой, аналогичной обыкновенным документам, оформленным на бумаге, что делает их подходящими для официального использования;
  • защита данных – любой цифровой документ или электронная декларация, при заверении их ЭЦП, обеспечиваются целостностью данных, делая любые изменения подписанных документов видимыми и аннулируя подпись при попытке подделки;
  • соответствие законодательству - Prozorro требует квалифицированной ЭЦП, сертифицированной в Украине и совместимой с системой для обеспечения соблюдения стандартов безопасности.

Можно сказать, что наличие такого способа заверения документов необходимо, чтобы работать с электронными системами по аукционам и тендерам.  

Как получить ЭЦП для Prozorro?

Чтобы была возможность оформить подписи онлайн, необходимо обратиться в аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК), который может быть государственным или частным учреждением (обязательно аккредитованным), и пройти несколько шагов.
Вот пошаговое руководство:

  • выбор аккредитованного центра сертификации ключей (АЦСК) -  ознакомьтесь с перечнем АЦСК на сайте Министерства цифровой трансформации Украины или Госслужбы специальной связи и защиты информации;
  • подготовка документов - перечень документов зависит от статуса заявителя: 
  1.   физическое лицо (обычный гражданин) - паспорт или ID-карта, ИНН;
  2.   физическое лицо-предприниматель (ФЛП) - паспорт, ИНН, выписка из Единого госреестра;
  3.   компания, организация (юридическое лицо) - паспорт и ИНН представителя, выписка из государственного реестра, учредительные документы и доверенность для представителя;
  • подача заявки на получение – она подается: лично в отделении АЦСК — для предоставления документов и подтверждения личности, онлайн на сайте АЦСК, загрузив сканы документов и оплатив услугу;
  • оплата услуг получения электронной цифровой подписи предоставляется на платной основе, и стоимость зависит от АЦСК и срока действия сертификата.

После подачи всех документов и разрешения на получение, проводится установка ЭЦП.  Использование подписей предполагает получение файла сертификата, который нужно будет установить. Некоторые центры предлагают облачную ЭЦП, позволяющую использовать её на разных устройствах. Эти возможности следует рассмотреть в момент получения.  

Рекомендации и стоимость

Услуги получения цифрового способа заверения документов платные как при первом получении, так и при повторной сертификации. Срок действия ЭЦП составляет 1–2 года, после чего её нужно продлить, обратившись в АЦСК. Обратите внимание, что цены на ЭЦП варьируются в зависимости от центра, типа подписи и её срока действия. Для юридических, а также физических лиц -предпринимателей (ФЛП): срок 2 года — 462,00 грн, срок 1 год — 234,00 грн.

С 2018 года согласно Закону №2155, все электронные подписи должны храниться на защищённых носителях, стоимость которых варьируется (например, токены моделей 338M и 338S стоят 1 020,00 и 1 380,00 гривен соответственно). Некоторые государственные учреждения, такие как Государственная налоговая служба, МВД предоставляют ЭЦП бесплатно, хотя такие подписи могут иметь ограничения. Также бесплатно оформляется электронно цифровая подпись, ПриватБанк предоставляет такую возможность. Рекомендуется связываться с выбранным АЦСК и организацией, предоставляющей защищенный носитель, для получения актуальной информации о ценах и условиях. 

 Еще один момент. После получения электронной подписи, вы можете провести ее тестирование. Его безопасно можно протестировать на тестовой площадке Prozorro, где вы сможете поставить ее на условном образце документов, понять, как это работает, принцип и особенности. Это позволит вам проще и уверенней подавать заверенные документы таким способом на тендеры или аукционы. 
 

Теми