Новые законы для беженцев из Украины в Польше, что нужно знать!
В октябре 2025 года законодательство Польши изменилось, страна ввела серию значимых правовых изменений, касающихся положения граждан Украины и других иностранцев, находящихся на её территории. Если оформлена временная защита в Польше для украинцев, эти перемены также коснутся данной категории граждан.
Это важно как для легального статуса пребывания, так и доступа к социальной помощи, возможности получения убежища, а также механизма контроля через системы PESEL и миграционные базы. Целью реформ, по официальной версии, является «упорядочивание системы», «предотвращение злоупотреблений» и «обеспечение прозрачности» помощи. Нововведения затронули как лиц, уже находящихся в стране, так и тех, кто планирует въезд и оформление временной защиты, включая желающих получить беженство в Польше. Что изменилось – рассмотрим подробней
Продление легального статуса PESEL UKR – сроки окончания действия и другие вопросы
С начала октября было официально продлено легальное пребывание граждан Украины, находящихся в Польше на основании PESEL UKR (Песел Укр). Это касается людей, которые прибыли после 24 февраля 2022 года и получили статус временной защиты (ochrona czasowa). Новый срок действия пребывания — до 4 марта 2026 года.
📌 Важно! Украинцу в этой стране следует понимать, что продление статуса временной защиты после этой даты также возможно из-за решения Совета ЕС продлить его до марта 2027 года, но изменится социальное страхование, уровень поддержки и другие значимые факторы пребывания, работающие на момент внесенных изменений в законодательство.
Вместе с этим введён ряд уточнений: изменения касаются возможности смены статуса, регистрации через PESEL и исключения для некоторых категорий. Особо подчёркнуто, что «краткие» пересечения границы больше не дают право на те же социальные гарантии, что и долгосрочное пребывание.
Пребывание украинцев в Польше считается законным без необходимости продления виз или разрешений, при условии регистрации в системе PESEL UKR. Сменить статус возможно при выполнении нескольких условий: наличие статуса UKR на 4 марта 2024 года, постоянное пребывание и отсутствие негативного заключения служб.
Какие внесла изменения Польша для украинцев и других иностранцев:
- Граждане, использующие mały ruch graniczny (малое приграничное движение), исключаются из всех форм материальной поддержки.
- Регистрация ребёнка для PESEL UKR теперь требует личной явки — исключена подача данных без физического присутствия.
- Уточнено, что некоторые категории иностранцев могут быть исключены из продления, если нарушили условия пребывания или предоставили ложные сведения.
🌀 Вывод! Хотя продление срока действия до 2026 года выглядит как позитивный шаг, оно сопровождается ужесточением правил и акцентом на «доказуемую легальность» пребывания. Это может ограничить доступ к помощи для тех, кто не сможет подтвердить своё положение документально.
Изменения миграционной политики Польши
Польское законодательство об убежище претерпело корректировки, затрагивающие базовые права иностранных граждан на подачу заявлений на защиту. Основные изменения связаны с ограничением подачи заявлений в определённых зонах и временными мерами по сдерживанию миграционного давления на восточной границе.
Также введены понятия, которые позволяют властям юридически интерпретировать действия мигрантов или третьих стран как инструмент давления. Правила также расширили перечень причин, по которым лицо может быть лишено защиты.
Что еще предполагает новое законодательство:
- Введено правовое понятие instrumentalizacja — когда миграция используется как способ политического давления на Польшу.
- Отменён механизм «оставления без рассмотрения» (art. 33 ust. 1a), ранее позволявший отклонить заявление на убежище по формальным причинам – это означает, что нелегально попавшее в страну лицо может подать на убежище или беженство, и его заявление обязаны будут рассмотреть власти.
- Введена возможность лишения статуса, если человек представляет угрозу для безопасности страны или совершил тяжкое преступление.
- При этом не исключена возможность оспаривания отказа через административные или судебные процедуры.
✅ Вывод! Новый подход ограничивает универсальный доступ к процедурам убежища, усиливая национальный контроль и подчёркивая приоритет интересов безопасности над гуманитарными аспектами.
PESEL и контроль: цифровая идентификация под жёстким надзором
Один из ключевых элементов реформы — усиление роли системы PESEL (номер социального страхования), как инструмента контроля над миграцией. Закон требует обязательной регистрации всех иностранцев, претендующих на социальную помощь, с подтверждением факта физического пребывания в стране.
Особое внимание уделено детям и несовершеннолетним — в новых правилах нет места дистанционной регистрации. Помимо этого, органы получили право на прямую интеграцию баз данных с пограничной службой и миграционным ведомством. Это означает, что все получатели помощи находятся под фактическим административным наблюдением.
В данной сфере, что изменилось:
- PESEL UKR теперь не просто номер — это инструмент верификации права на пребывание, помощь (выплаты в Польше для украинцев, медицинские страховки, обучение в Польше для украинцев и т.д.), а также работа в Польше.
- Регистрация несовершеннолетних - теперь возможна только при их физическом присутствии вместе с родителем.
- Данные PESEL связаны с базой Straż Graniczna — при несоответствии сведений возможно автоматическое прекращение права на помощь.
- Органы обязаны хранить данные в закрытых системах - но всё чаще используются алгоритмы выявления «фиктивных» регистраций.
- Изменения направлены на борьбу с попытками злоупотребления социальными системами через поддельные регистрации.
✨ Вывод! PESEL становится не просто номером, а полноправным механизмом миграционного контроля, при этом прозрачность усиливается в ущерб анонимности и гибкости. Это повлияет на жизнь в Польше для тех, кто уже долго проживает в стране, а также тех, кто планирует приехать сюда с целью открытия временной защиты.
Социальная помощь и жильё - доступ теперь только по заслугам
Октябрьские поправки существенно изменили порядок получения социальной помощи, включая пособия, жильё и питание, изменились положения с медицинской страховкой.
🔥 Что фактически поменялось! Власти внедрили условный принцип - доступ к ресурсам получают только те, кто участвует в жизни общества: стремятся к работе в Польше или ее имеют, (включая зарегистрированный фриланс), их непосредственно интересует учеба в Польше (поступают в университеты и ВУЗы, ищут другое место обучения), дети должны быть официально зарегистрированы в польских школах.
Коллективное размещение после 31 октября 2025 года будет предоставляться исключительно уязвимым категориям. Это кардинальный поворот от прежней модели универсальной поддержки, направленной на всех беженцев.
Также изменения затронут:
- Świadczenie rodzinne (например, 800+) будет доступно только при наличии дохода не ниже 50% от минимальной зарплаты или при официальной занятости. Фактически здесь требуется уже рабочая виза или официальное трудоустройство.
- Пособие не прекращается сразу при потере работы — действует переходный период: 3 месяца (или 6 для многодетных семей).
- Лица, пересекающие границу в рамках mały ruch graniczny, исключаются из всех видов социальной помощи.
- Бесплатное жильё и питание в ośrodkach zbiorowych прекращается с ноября 2025 года, кроме случаев инвалидности, беременности или наличия малолетних детей.
- Упраздняется единый портал трудоустройства (Portal Pracy) — теперь регистрация проводится через воеводские базы и индивидуальные каналы. Это скорее всего затруднит трудоустройство для беженцев.
- Многие медицинские услуги будут недоступны (только самые базовые) для тех, кто не имеет работы, а их дети не учатся в польских школах.
🧩 Вывод! Польша уходит от принципа универсальной помощи в сторону адресной поддержки, предоставляя ресурсы только тем, кто «доказывает свою интеграцию и пользу». Это делает систему менее уязвимой, но одновременно менее доступной.
🩸 Октябрьские изменения в польском законодательстве - стали очевидным поворотом в сторону ужесточения миграционной политики. Продление статуса для граждан Украины сопровождается ограничениями, которые затрудняют получение помощи и требуют постоянного подтверждения пребывания и активности (работа, учеба, официальная самозанятость). Вопрос убежища больше не решается по универсальной схеме — появились новые правовые фильтры, границы и механизмы отказа.
Система PESEL превращается в инструмент не только идентификации, но и наблюдения, а доступ к жилью и финансам теперь напрямую зависит от участия в польском обществе. Польша ясно демонстрирует курс на селективную интеграцию — не для всех, а для тех, кто соответствует новым условиям.