Любая закупочная деятельность субъектов с государственным финансированием должна осуществляться при помощи электронной системы Прозорро.Закупки. Это будет справедливо и при закупках электроэнергии. Согласно действующим нормам Закона про рынок электроэнергии, поставку и распределение должны осуществлять разные субъекты. Это означает, что необходимо госкомпании провести различные торги, однако это не всегда обязательно. Давайте несколько раскроем данную тему.
Для государственных малых предприятий с договорным потреблением электроэнергии до 50 кВт есть возможность быть признанными малыми небытовыми потребителями. Это позволяет им использовать универсальную услугу при закупке электроэнергии. При этом такие условия позволяют быстро совершить закупку, для этого можно воспользоваться электронным каталогом Prozorro Market. Мы уже писали о такой возможности, вот статья на данную тему.
Закупка электроэнергии может осуществляться как универсальная услуга, если годовая сумма потребления не превышает 200 тысяч гривен. Это подтверждается письмом Министерства экономического развития от 13 декабря 2018 года № 3304-04/54502-07.
Бюджетные организации с таким уровнем потребления не обязаны пользоваться универсальной услугой, но имеют на это право. Это также подтверждается письмом Государственной казначейской службы Украины (ГКСУ) от 16 октября 2019 года № 16-06-06/17717. Если закупка совершается при помощи Прозорро Маркет, то договор будет содержать в себе сразу и поставку, и распределение.
Государственные организации с годовым потреблением электроэнергии на сумму более 200 тысяч гривен не могут использовать универсальную услугу. За неправильную закупку электроэнергии бюджетные компании могут быть привлечены к ответственности, как указано в письме Минэкономразвития № 3304-04/54502-07, ссылающемся на ст. 164-14 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07 декабря 1984 года № 8073-X.
И письмо Минэкономразвития № 3304-04/54502-07, и разъяснения ГКСУ в письме № 16-06-06/17717 от 16 октября 2019 года указывают на необходимость использования конкурентной среды на рынке поставок электроэнергии при закупке данной услуги. В связи с этим крупные бюджетные организации и предприятия (с годовым объемом потребления более 200 тысяч гривен) должны проводить тендеры на закупку электроэнергии. Прямое использование универсальной услуги для таких компаний не допускается, хотя ее применение возможно, если дважды были отменены открытые торги или была применена переговорная процедура. На практике чаще всего выбирается второй вариант, так как в случае обслуживания территории единственным субъектом открытые конкурентные торги невозможны.
Однако следует учитывать, что Министерство экономического развития для крупных государственных компаний рекомендует использовать открытый конкурентный аукцион при закупке электроэнергии.